http://www.main.vsu.ru/~hfcl/antiq/arho/arho98_7.html

Г.Ю. Стародубцев

ОСОБЕННОСТИ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ПОСЕМЬЯ В КОНЦЕ X - XIII вв.
(по материалам Гочевского могильника)

Юго-восточное порубежье Древней Руси, называемое различными исследователями или "Посемьем" (Зайцев А.К., 1975, с.95-96; Енуков В.В., Щавелев С.П., 1996, с.13; Узянов А.А.,1993, с.93) или "Восточными территориями" (Шинаков Е.А. 1991, с.82), представляет собой совершенно особый регион, сформировавшийся под влиянием политических и естественно- природных факторов. Развитие государственности восточно-славянского союза племен "Север" ( имеющего своим условным центром междуречье Десны и Ворсклы) было искусственно прервано в 60-70-х гг. Х в. в результате активного вмешательства русских князей (Куза А.В., 1981, с.29). В XI - XII вв., в ходе смены владельческой принадлежности усиливается политический фактор: активизируется деятельность сначала киевских, а затем переяславских, черниговских и других князей по государственному обустройству и защите дальних подступов к границам основных территорий своих княжеств. Позднее регион становится ядром возникшего Курского княжения. Активные контакты Посемья со смежными территориями (Путивльским Посеймьем, Черниговским и Новгород-Северским Подесеньем ) были обусловлены также единым этнокультурным фактором. Все эти обстоятельства заставляют предположить сходность в верованиях, традициях, обрядах.

В данной работе сделана попытка реконструировать процесс эволюции погребальной обрядности населения Посемья в конце X - XIII вв., создать ее типологию. В работе прежде всего были использованы материалы из раскопок Гочевского могильника. Выбор памятника обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, Гочевский некрополь является крупнейшим для этой территории. Во-вторых, процент исследованности его курганов достаточно высок (из 3648 насыпей 654 были исследованы Д.Я.Самоквасовым (1909), П.С.Рыковым (1912), В.Н.Глазовым (1913, 1915), В.С.Львовичем (1913), Г.Ю.Стародубцевым (1994-1998)). В-третьих, население Гочевского комплекса было полиэтничным ( из общего количества женских этноопределимых погребений 14-15 % составляли несеверянские) (Шинаков Е.А., 1982, с.96), что позволяет с большой долей достоверности анализировать эволюцию обрядов этих микролокальных групп. Кроме того были использованы материалы исследований Липинского и Ратского комплексов. Автор выражает благодарность В.В.Енукову и О.Н.Енуковой за любезно предоставленные данные, в том числе и неопубликованные, о поздних бескурганных погребениях названных памятников и возможность использования их в работе.

В X в. господствующим обрядом погребения на территории Древней Руси становится трупоположение. Общепринятым мнением стала точка зрения, высказанная А.А.Спицыным, что переход от кремации к ингумации был вызван распространением христианства (Спицын А.А., 1899, с.301-340). Однако в последние годы эта точка зрения подверглась сомнению (Фролов А.А., 1997, с.283-285). Анализируя материалы погребений, датируемых концом X - первой половиной XI в., мы приходим к выводу, что переход к трупоположению следует считать развитием языческой традиции на основании сохранения в захоронениях чисто языческих деталей обряда: ритуальных костров, глиняных сосудов, костей животных, разнообразного инвентаря.

В результате анализа всех вариантов погребений, встреченных в Гочево, можно выделить пять основных типов погребального обряда:

1. Ингумация на горизонте (на уровне древней дневной поверхности) с остаточными явлениями кремации (обгорелые, иногда засыпанные углями и золой кости).
2. Ингумация на горизонте с ритуальными кострами, горевшими в ногах, в головах и ногах, или справа и слева от умершего.
3. Ингумация на уровне дневной поверхности без погребальных костров и элементов кремации.
4. Курганные погребения в ямах.
5. Бескурганные погребения в ямах.
В 3 и 4 типах зафиксированы некоторые варианты, которые необходимо оговорить. Погребения 3 типа встречаются в домовинах, сооруженных из досок (о чем свидетельствуют находки гвоздей и древесных остатков ), и без них, причем погребения без домовин встречаются гораздо чаще. Два раза покойники обнаружены завернутыми в бересту.
Погребения 4 типа встречаются в четырех вариантах:
а) в домовинах;
б) в относительно широких неглубоких ямах (до 0,4 м от уровня дневной поверхности), перекрытых широкими досками, выполняющими роль деревянного настила;
в) в узких ямах глубиной до 0,7 м от горизонта, перекрытых длинной доской;
г) без домовин и дощатых перекрытий.

Учитывая некоторые детали обряда (положение рук, следы костров, гвозди, древесный тлен, ориентировка, инвентарь), необходимо отметить следующие особенности захоронений:

— погребения имеют в основном западную ориентировку ( северо- западные и юго-западные отклонения связаны, главным образом, с временами года);
— варианты захоронений со скрещенными руками на груди или на животе, а также с лежащей одной рукой на животе и другой, вытянутой вдоль туловища, обнаружены во всех типах обряда. Однако скрещенные руки чаще встречаются с более поздними вещами;
— приблизительно половина погребений в домовинах приходится на 4 тип обряда, но гвозди от гробов встречаются и во 2, 3 и 5 типах;
— изредка фиксируются остатки поминальной трапезы в полах насыпей всех типов курганного обряда погребения;
— в первых четырех типах иногда встречается деревянная подушка под головой покойного.

Рассматривая наличие вещевых комплексов в погребениях, отметим следующие характерные особенности. В захоронениях 1 — 3 типов, в соответствии с языческими верованиями, инвентарь разнообразен: у женщин — многочисленные украшения (ожерелья из бус различных типов, гривны, височные кольца, головные венчики, налобные ленты, подвески, браслеты, перстни и т.д.), у мужчин - нож, кресало, оружие, иногда перстень или кольцо. В захоронениях 4 типа количество инвентаря резко уменьшается, а в погребениях 5 типа - полностью отсутствует. Поэтому невозможно отличить женские захоронения 5 типа от мужских без антропологических определений.

Смена трупоположения на горизонте погребением в яме ( тип 4) является несомненным новшеством в обряде. Это происходит в XII в. Однако данное изменение нельзя считать окончательной победой христианства в мировоззрении населения. Руки умершего, как отмечалось выше, часто по- прежнему вытянуты вдоль туловища или одна рука лежит на животе, другая — вдоль туловища, что соответствует языческому обычаю. Сохраняется и курганная насыпь, становясь при этом все ниже. Зависимость между уменьшением насыпи и углублением ямы хорошо прослеживается и приводит, в итоге, на рубеже XII - XIII вв. к переходу к глубоким могильным ямам при сохранении, в виде рудимента, надмогильного холмика (Фролов А.А., 1997, с.294).

Отличительной особенностью захоронений 5 типа, встечающихся в Курском Посеймье, является, кроме отсутствия насыпи кургана, топография их расположения на памятнике. Бескурганные погребения, обнаруженные на Гочевском (Самоквасов Д.Я., 1915, с.5-6; Стародубцев Г.Ю., 1996, с.93-96), Липинском (Засурцев П.И., Лисицына Н.К., 1968, с.46-54) и Ратском (Енуков В.В., 1990, с.12-17) комплексах, располагаются, практически, одинаково: они находятся на достаточно отдаленном расстоянии от курганного некрополя, на противоположном крае поселения, в непосредственной близости от внешней стороны рва городища, и даже, частично, на самой его площадке, примыкая к внутренней стороне вала. Это свидетельствует, о том, что, скорее всего, в конце XII — начале XIII вв. городища уже не используются по своему первоначальному назначению. Кроме того, перенос кладбища, вероятно, говорит об укреплении позиций христианства, о возможном желании отделить христианские погребения от языческих и, предположительно, о концентрации бескурганного некрополя вокруг церкви на территории поселения. К XIII в. исчезают кенотафы, являющиеся свидетельством языческих взглядов на загробную жизнь. Выраженный в этом обряде, как впрочем в любой языческой погребальной традиции, материальный характер заботы о покойнике, подготовки его к новой жизни, постепенно уходит с процессом вытеснения из сознания населения языческого мировоззрения христианским. Но часто христианство само идет на компромисс с языческой традицией, встает на позиции "народного православия". Это наблюдается в сохранении некоторых деталей языческого погребального обряда и праздников вплоть до наших дней.

ЛИТЕРАТУРА

Енуков В.В. Отчет о раскопках городища у д.Городище Курского района Курской области в 1990 г. Архив КГОМА. Е I-85.

Енуков В.В., Щавелев С.П., 1996. Основные направления торговых связей Курской земли в X — XIII вв. // Торговля Курского края с древнейших времен до начала XX века: Сборник статей и материалов. Курск.

Зайцев А.К. ,1975. Черниговское княжество // Древнерусские княжества X — XIII вв. М.

Засурцев П.И., Лисицына Н.К., 1968. Липинское городище // Славяне и Русь. М.

Куза А.В., 1981. Большое городище у с.Горналь // Древнерусские города. М.

Куза А.В., 1985. Древнерусские города // Археология СССР. Древняя Русь. Город. Замок. Село. М.

Рыков П.С., 1923. Юго-восточные границы радимичей (раскопки курганного могильника близ с.Гочева Обоянского уезда Курской губернии ) // Ученые записки Саратовского университета. Т.I. Вып.3. Саратов.

Самоквасов Д.Я., 1915. Дневник раскопок в окрестностях с.Гочева Обоянского уезда Курской губернии. М.

Стародубцев Г.Ю., 1996. Некоторые итоги и перспективы исследований Гочевского археологического комплекса // Святий князь Михайло Чернiгiвський та його доба: Матерiали церковно-iсторичноi конференцii. Чернiгiв.

Узянов А.А., 1993. Освоение Среднерусской возвышенности славянами в раннем средневековье // Экологические проблемы в исследованиях средневекового населения Восточной Европы. М.

Фролов А.А., 1997. Пережитки язычества в древнерусской погребальной обрядности // Древняя Русь: пересечение традиций. М.

Шинаков Е.А., 1991. "Восточные территории" Древней Руси в конце X - начале XIII вв. (этнокультурный аспект) // Археология славянского юго- востока: Материалы межвузовской научной конференции. Воронеж.

Copyright © Стародубцев Г.Ю., 1999


к содержанию