http://www.main.vsu.ru/~hfcl/antiq/arho/arho98_7.html
Г.Ю. Стародубцев
ОСОБЕННОСТИ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ПОСЕМЬЯ В КОНЦЕ X - XIII вв.
(по материалам Гочевского могильника)
Юго-восточное порубежье Древней Руси, называемое различными
исследователями или "Посемьем" (Зайцев А.К., 1975, с.95-96; Енуков В.В.,
Щавелев С.П., 1996, с.13; Узянов А.А.,1993, с.93) или "Восточными
территориями" (Шинаков Е.А. 1991, с.82), представляет собой совершенно
особый регион, сформировавшийся под влиянием политических и естественно-
природных факторов. Развитие государственности восточно-славянского союза
племен "Север" ( имеющего своим условным центром междуречье Десны и
Ворсклы) было искусственно прервано в 60-70-х гг. Х в. в результате активного
вмешательства русских князей (Куза А.В., 1981, с.29). В XI - XII вв., в ходе
смены владельческой принадлежности усиливается политический фактор:
активизируется деятельность сначала киевских, а затем переяславских,
черниговских и других князей по государственному обустройству и защите
дальних подступов к границам основных территорий своих княжеств.
Позднее регион становится ядром возникшего Курского княжения.
Активные контакты Посемья со смежными территориями (Путивльским
Посеймьем, Черниговским и Новгород-Северским Подесеньем ) были
обусловлены также единым этнокультурным фактором. Все эти обстоятельства
заставляют предположить сходность в верованиях, традициях, обрядах.
В данной работе сделана попытка реконструировать процесс эволюции
погребальной обрядности населения Посемья в конце X - XIII вв., создать ее
типологию. В работе прежде всего были использованы материалы из раскопок
Гочевского могильника. Выбор памятника обусловлен рядом обстоятельств.
Во-первых, Гочевский некрополь является крупнейшим для этой территории.
Во-вторых, процент исследованности его курганов достаточно высок (из 3648
насыпей 654 были исследованы Д.Я.Самоквасовым (1909), П.С.Рыковым
(1912), В.Н.Глазовым (1913, 1915), В.С.Львовичем (1913),
Г.Ю.Стародубцевым (1994-1998)). В-третьих, население Гочевского комплекса
было полиэтничным ( из общего количества женских этноопределимых
погребений 14-15 % составляли несеверянские) (Шинаков Е.А., 1982, с.96), что
позволяет с большой долей достоверности анализировать эволюцию обрядов
этих микролокальных групп. Кроме того были использованы материалы
исследований Липинского и Ратского комплексов. Автор выражает
благодарность В.В.Енукову и О.Н.Енуковой за любезно предоставленные
данные, в том числе и неопубликованные, о поздних бескурганных погребениях
названных памятников и возможность использования их в работе.
В X в. господствующим обрядом погребения на территории Древней
Руси становится трупоположение. Общепринятым мнением стала точка зрения,
высказанная А.А.Спицыным, что переход от кремации к ингумации был вызван
распространением христианства (Спицын А.А., 1899, с.301-340). Однако в
последние годы эта точка зрения подверглась сомнению (Фролов А.А., 1997,
с.283-285). Анализируя материалы погребений, датируемых концом X - первой
половиной XI в., мы приходим к выводу, что переход к трупоположению
следует считать развитием языческой традиции на основании сохранения в
захоронениях чисто языческих деталей обряда: ритуальных костров, глиняных
сосудов, костей животных, разнообразного инвентаря.
В результате анализа всех вариантов погребений, встреченных в Гочево,
можно выделить пять основных типов погребального обряда:
1. Ингумация на горизонте (на уровне древней дневной поверхности) с
остаточными явлениями кремации (обгорелые, иногда засыпанные углями и
золой кости).
2. Ингумация на горизонте с ритуальными кострами, горевшими в
ногах, в головах и ногах, или справа и слева от умершего.
3. Ингумация на уровне дневной поверхности без погребальных костров
и элементов кремации.
4. Курганные погребения в ямах.
5. Бескурганные погребения в ямах.
В 3 и 4 типах зафиксированы некоторые варианты, которые необходимо
оговорить. Погребения 3 типа встречаются в домовинах, сооруженных из
досок (о чем свидетельствуют находки гвоздей и древесных остатков ), и без
них, причем погребения без домовин встречаются гораздо чаще. Два раза
покойники обнаружены завернутыми в бересту.
Погребения 4 типа встречаются в четырех вариантах:
а) в домовинах;
б) в относительно широких неглубоких ямах (до 0,4 м от уровня дневной
поверхности), перекрытых широкими досками, выполняющими роль
деревянного настила;
в) в узких ямах глубиной до 0,7 м от горизонта, перекрытых длинной
доской;
г) без домовин и дощатых перекрытий.
Учитывая некоторые детали обряда (положение рук, следы костров,
гвозди, древесный тлен, ориентировка, инвентарь), необходимо отметить
следующие особенности захоронений:
— погребения имеют в основном западную ориентировку ( северо-
западные и юго-западные отклонения связаны, главным образом, с временами
года);
— варианты захоронений со скрещенными руками на груди или на
животе, а также с лежащей одной рукой на животе и другой, вытянутой
вдоль туловища, обнаружены во всех типах обряда. Однако скрещенные руки
чаще встречаются с более поздними вещами;
— приблизительно половина погребений в домовинах приходится на 4
тип обряда, но гвозди от гробов встречаются и во 2, 3 и 5 типах;
— изредка фиксируются остатки поминальной трапезы в полах насыпей
всех типов курганного обряда погребения;
— в первых четырех типах иногда встречается деревянная подушка под
головой покойного.
Рассматривая наличие вещевых комплексов в погребениях, отметим
следующие характерные особенности. В захоронениях 1 — 3 типов, в
соответствии с языческими верованиями, инвентарь разнообразен: у женщин —
многочисленные украшения (ожерелья из бус различных типов, гривны,
височные кольца, головные венчики, налобные ленты, подвески, браслеты,
перстни и т.д.), у мужчин - нож, кресало, оружие, иногда перстень или кольцо.
В захоронениях 4 типа количество инвентаря резко уменьшается, а в
погребениях 5 типа - полностью отсутствует. Поэтому невозможно отличить
женские захоронения 5 типа от мужских без антропологических определений.
Смена трупоположения на горизонте погребением в яме ( тип 4)
является несомненным новшеством в обряде. Это происходит в XII в. Однако
данное изменение нельзя считать окончательной победой христианства в
мировоззрении населения. Руки умершего, как отмечалось выше, часто по-
прежнему вытянуты вдоль туловища или одна рука лежит на животе, другая —
вдоль туловища, что соответствует языческому обычаю. Сохраняется и
курганная насыпь, становясь при этом все ниже. Зависимость между
уменьшением насыпи и углублением ямы хорошо прослеживается и
приводит, в итоге, на рубеже XII - XIII вв. к переходу к глубоким могильным
ямам при сохранении, в виде рудимента, надмогильного холмика (Фролов А.А.,
1997, с.294).
Отличительной особенностью захоронений 5 типа, встечающихся в
Курском Посеймье, является, кроме отсутствия насыпи кургана, топография их
расположения на памятнике. Бескурганные погребения, обнаруженные на
Гочевском (Самоквасов Д.Я., 1915, с.5-6; Стародубцев Г.Ю., 1996, с.93-96),
Липинском (Засурцев П.И., Лисицына Н.К., 1968, с.46-54) и Ратском (Енуков
В.В., 1990, с.12-17) комплексах, располагаются, практически, одинаково: они
находятся на достаточно отдаленном расстоянии от курганного некрополя, на
противоположном крае поселения, в непосредственной близости от внешней
стороны рва городища, и даже, частично, на самой его площадке, примыкая к
внутренней стороне вала. Это свидетельствует, о том, что, скорее всего, в
конце XII — начале XIII вв. городища уже не используются по своему
первоначальному назначению. Кроме того, перенос кладбища, вероятно,
говорит об укреплении позиций христианства, о возможном желании отделить
христианские погребения от языческих и, предположительно, о концентрации
бескурганного некрополя вокруг церкви на территории поселения.
К XIII в. исчезают кенотафы, являющиеся свидетельством языческих
взглядов на загробную жизнь. Выраженный в этом обряде, как впрочем в
любой языческой погребальной традиции, материальный характер заботы о
покойнике, подготовки его к новой жизни, постепенно уходит с процессом
вытеснения из сознания населения языческого мировоззрения христианским.
Но часто христианство само идет на компромисс с языческой традицией, встает
на позиции "народного православия". Это наблюдается в сохранении
некоторых деталей языческого погребального обряда и праздников вплоть до
наших дней.
ЛИТЕРАТУРА
Енуков В.В. Отчет о раскопках городища у д.Городище Курского района
Курской области в 1990 г. Архив КГОМА. Е I-85.
Енуков В.В., Щавелев С.П., 1996. Основные направления торговых связей
Курской земли в X — XIII вв. // Торговля Курского края с древнейших времен
до начала XX века: Сборник статей и материалов. Курск.
Зайцев А.К. ,1975. Черниговское княжество // Древнерусские княжества
X — XIII вв. М.
Засурцев П.И., Лисицына Н.К., 1968. Липинское городище // Славяне и
Русь. М.
Куза А.В., 1981. Большое городище у с.Горналь // Древнерусские города.
М.
Куза А.В., 1985. Древнерусские города // Археология СССР. Древняя Русь.
Город. Замок. Село. М.
Рыков П.С., 1923. Юго-восточные границы радимичей (раскопки
курганного могильника близ с.Гочева Обоянского уезда Курской губернии ) //
Ученые записки Саратовского университета. Т.I. Вып.3. Саратов.
Самоквасов Д.Я., 1915. Дневник раскопок в окрестностях с.Гочева
Обоянского уезда Курской губернии. М.
Стародубцев Г.Ю., 1996. Некоторые итоги и перспективы исследований
Гочевского археологического комплекса // Святий князь Михайло
Чернiгiвський та його доба: Матерiали церковно-iсторичноi конференцii.
Чернiгiв.
Узянов А.А., 1993. Освоение Среднерусской возвышенности славянами в
раннем средневековье // Экологические проблемы в исследованиях
средневекового населения Восточной Европы. М.
Фролов А.А., 1997. Пережитки язычества в древнерусской погребальной
обрядности // Древняя Русь: пересечение традиций. М.
Шинаков Е.А., 1991. "Восточные территории" Древней Руси в конце X -
начале XIII вв. (этнокультурный аспект) // Археология славянского юго-
востока: Материалы межвузовской научной конференции. Воронеж.
Copyright © Стародубцев Г.Ю., 1999