СРЕДНЕДОНСКАЯ КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА
В начале XX века выдающийся русский археолог В.А. Городцов выделил
три культуры бронзового века южной России: ямную, катакомбную и
срубную, названные так по особенностям погребальных сооружений. Сегодня,
после ста лет изучения они предстают как три крупных культурных
общности.
Катакомбная общность (ок. 2500 - 2000 л. до н.э.) в период своего
расцвета занимала обширные степные пространства от Волги и Прикаспия
на востоке до Южного Буга на западе. В ее составе выделяется несколько
культур, в том числе и среднедонская.
Среднедонская культура - единственная из культур катакомбной общности,
носители которой продвинулись далеко на север, в лесостепь.
Состоит из двух локальных групп (вариантов): правобережной лесостепной
и степной.
Кроме того, отдельные памятники этой культуры изучены в бассейне Хопра.
Уже первые катакомбные сосуды привлекли внимание изящностью форм и
пышной орнаментацией. Но даже на этом ярком фоне выделяется
среднедонская керамика, особенно лесостепная. Основной формой являются
стройные биконические горшки с высокой шейкой, сплошь покрытые
многозональным узором из треугольников, дуг, елочки, паркетных
мотивов. На ранней керамике орнамент нанесен оттисками зубчатого
штампа, шнура, тесьмы. Позже их сменяют композиции из налепных
валиков, а на заключительной стадии - из прочерченных линий
В катакомбных погребениях нередко находят курильницы - особые сосуды
для сжигания ароматических смол.
Достаточно широко представлены бронзовые ножи. Их форма является
хронологическим показателем.
Ранние ножи имели простую листовидную
форму, позже их сменяют изделия с подтреугольной расковкой края лезвия.
В погребальном обряде катакомбных племен нашло отражение особое
положение мастеров. Они опознаются по производственному инвентарю.
Особенно часто встречаются захоронения мастеров
- изготовителей стрел, есть погребения кузнецов-литейщиков.
Очень редко в состав погребального инвентаря входили каменные топоры и
булавы, костяные изделия.
В судьбе племен среднедонской катакомбной культуры существенную
роль сыграли два фактора. Первый - природный, связанный с наступлением
влажного периода, в результате чего произошло расширение лесов и
сокращение пастбищ. Второй - политический - усиление доно-волжской
абашевской культуры, племена которой в конечном счете вытеснили
носителей катакомбной культуры на юго-запад.