Археологический музей Воронежского университета
СЕВЕРНАЯ ОКРАИНА ХАЗАРИИ
В бассейне Среднего Дона и Северского Донца расположены памятники лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры, в том числе Маяцкий комплекс
и комплекс памятников у
В составе Хазарского каганата одной из крупных этнических групп были аланы, потомки могущественных сармат, занявших в первых веках
Как считает в настоящее время большинство исследователей, освоение территории Лесостепного Дона аланами и болгарами проходило не стихийно, а это был целенаправленный процесс, осуществлявшийся властью каганата под воздействием внутренних и внешних факторов.
Таким образом, в первой половине
Аланы, пришедшие в лесостепные районы бассейна Дона, заняли близкие им по физико-географическим особенностям местности: высокие меловые берега рек, на которых они и основали свои поселения. Наиболее изученными памятниками лесостепного варианта являются Маяцкий комплекс (городище, поселение и могильник) у
Поселения салтово-маяцкой культуры представлены, прежде всего, хорошо укрепленными крепостями и прилегающими к ним обширными открытыми селищами. Маяцкая крепость представляла собой довольно мощный, хорошо укрепленный феодальный замок.
Он был построен на мысу высотой около
Внутри крепости хорошо просматриваются остатки прямоугольного сооружения
Особый интерес представляют процарапанные на стенах Маяцкого городища многочисленные граффити. Их можно разделить на три группы: изобразительные, тамгообразные и рунические надписи. В первой группе можно выделить изображение сцены боя всадника с пешим лучником, изображение верблюда с ведущим его проводником, сцены ритуальной пляски двух обнаженных мужчин с копьями.
Наиболее длинная надпись состоит из двух строк.
К сожалению, она пока не прочитана. Прочтение некоторых надписей предложено: "Элчи и Атаач и Бука - трое их"; "Ума и Ангуш - наши имена".
Маяцкая крепость является одной из многих в цепи подобных ей крепостей на пограничье Хазарского каганата. Ольшанское городище на Тихой Сосне, Дмитриевское на
Кроме того, на реке Тихая Сосна в Белгородской области выявлен ряд крепостей салтово-маяцкой культуры, укрепления которых сложены из сырцовых кирпичей (Красное, Колтуновское, Алексеевское городища). Они не выглядят столь неприступными, как каменные крепости, вероятно, их функции были иными. Как подчеркивает
На некоторых поселениях в качестве оборонительных сооружений использовались деревянные конструкции без применения камня или сырцового кирпича (Ютановское городище в Белгородской области).
Как правило, к укрепленным поселениям примыкали обширные неукрепленные селища, которые занимали значительные пространства (Маяцкое селище имело
Именно раскопки селищ раскрывают разнообразные стороны жизни населения, оставившего эти памятники. Наиболее распространенными типами жилищ на поселениях являются полуземляночные постройки, с длиной стен
Наряду с жилыми постройками существовали и хозяйственные сооружения: ямы для хранения зерна и других продуктов, сверху перекрывающиеся навесом; погреба квадратной или прямоугольной формы площадью
О развитии земледелия у алан свидетельствуют и письменные источники, в которых нашла отражение история Хазарского каганата, и некоторые археологические материалы: находки серпов, обломков жерновов на Маяцком селище. Раскопано и специальное помещение с большой ямой, где могла храниться не одна тонна зерна, ямой для ручной мельницы и очагом для просушки зерна перед помолом. Большое место в хозяйственной деятельности занимало животноводство, о чем можно судить по находкам костей на поселениях, прежде всего на Маяцком и Дмитриевском. Более 90% костей на Маяцком селище принадлежит домашним животным: это кости крупного рогатого скота, лошадей, свиней, коз, овец. Из орудий ухода за скотом найдены путы для лошадей, ботала. Состав стада домашних животных свидетельствует о прочной оседлости населения салтово-маяцкой культуры в бассейне Лесостепного Дона.
Необходимо отметить достаточно высокий уровень развития металлургии и металлообработки. Открытые в последние годы домницы для сыродутной выплавки железа из бурого железняка на реке Оскол (Белгородская область) дали возможность установить технологию получения железа. Вероятно, не на каждом поселения было металлургическое производство, а существовали специализированные районы, откуда металл доставлялся в различные поселения салтово-маяцкой культуры. Металлообработка, вероятно, была развита на всех крупных поселениях. Как показало исследование металлических изделий с Маяцкого селища, кузнецы владели в совершенстве разнообразными приемами кузнечной ковки, освоили приемы сварки железа со сталью, применяли химико-технологическую обработку. Металлообработка выделилась в самостоятельную отрасль хозяйства. Безусловно, было развито производство изделий из цветных металлов, хотя нужно признать, что прямых свидетельств этого вида ремесла (мастерских, литейных форм, плавильных сооружений) на салтово-маяцких поселениях не обнаружено, но обилие изделий из цветных металлов (меди, бронзы, серебра) и некоторые орудия труда (пинцеты) позволяют говорить о местном ювелирном производстве.
Ассортимент изделий из металла исключительно разнообразен. К сожалению, на поселениях в культурном слое и в постройках находок чрезвычайно мало. Сосредоточены они главным образом в погребениях в качестве сопровождающего покойника инвентаря.
Разнообразны орудия труда - ножи, мотыжки, ножницы, серпы, кресало, рабочие топоры; оружие - боевые топоры, сабли и кинжалы, наконечники стрел, детали колчанов и луков; конская сбруя - удила с псалиями, различные бляшки и наконечники, стремена
; разнообразные предметы одежды - пуговицы, бубенчики, поясные наборы, нашивные подвески и бляшки; предметы туалета - копоушки, туалетные ложечки, пинцеты, многочисленные бронзовые круглые литые зеркала местного производства и импортные,
маленькие ножницы; украшения и амулеты - серьги, браслеты, перстни,
бусы,
копьеобразные подвески, солнечные амулеты.
Этим перечнем далеко не исчерпаны находимые на поселениях и в погребениях салтово-маяцкой культуры вещи из металлов. Но и он свидетельствует о высочайшем уровне развития населения Хазарского каганата в данном регионе. Исключительно разнообразны изделия из кости и дерева.
Керамическое производство у салтово-маяцкого населения Лесостепного Дона изучено достаточно полно. Почти вся керамика изготовлена на гончарном круге в специальных мастерских ремесленниками, хорошо знающими свое дело. Даже керамика, сделанная в домашних условиях, что встречается крайне редко, отличается хорошим качеством и во многом не уступает ремесленной.
Керамические изделия разнообразны по форме: горшки,
миски, кувшины, кружки,
пифосы.
Вся посуда очень высокого качества, прекрасно "отмученное" тесто с примесями дресвы, шамота, песка. Многие сосуды имеют хорошее лощение черного, серого, коричневого, оранжевого цветов. Специфическим типом глиняной посуды у населения салтово-маяцкой культуры являются котлы с налепными ушками, за которые сосуд подвешивался над очагом. В одном из жилищ на Маяцком поселении в очаге обнаружен раздавленный котел.
На ряде поселений обнаружены специализированные центры по производству керамики. Один из них раскопан на Маяцком поселении. Он располагался в стороне от основной жилой зоны, с северо-восточной стороны на склоне оврага. Здесь обнаружены мастерские по производству посуды. Это прямоугольные в плане полуземлянки площадью
В целом материальная культура салтово-маяцкого населения впитала традиции многих народов и племен: античных центров Причерноморья и Нижнего Дона, византийских мастеров - и явилась результатом тесных контактов кочевых, полукочевых и оседлых племен. Этим можно объяснить ее достаточно сильное воздействие на культуру многих народов Восточной Европы, в том числе и славян Днепро-Донского междуречья.
Для алан были характерны бескурганные катакомбные захоронения. Все аланские могильники в Лесостепном Подонье расположены рядом с поселениями, на склонах оврагов. Погребальное сооружение состояло из двух частей: прямоугольной ямы (дромоса), ведущей в пещеру (катакомбу), в кото-рой и совершалось захоронение. Катакомбы имели куполообразную форму. Мужчин хоронили вытянуто на спине в центре катакомбы, женщин - в скорченном положении. Кроме одиночных захоронений есть и коллективные: мужчин, женщин, детей. Вход в катакомбу закрывали или каменной плитой, или деревянными плахами. Затем засыпали дромос землей. При многих общих чертах, характерных для аланских могильников в бассейне Дона, имеются и серьезные отличия в отдельных могильниках. В катакомбах Маяцкого могильника встречено очень мало вещей в отличие от Дмитриевского и других аланских могильников, в которых погребения, как женские, так и мужские, отличаются обилием инвентаря (оружие, орудия труда, украшения, бытовые предметы, керамика). В некоторых захоронениях на Маяцком могильнике прослеживается ритуал специального преднамеренного разрушения скелетов. Кости разбрасывали, ломали. Чаще других этому обряду подвергались женские захоронения. На могильниках встречены остатки поминальных тризн в виде скоплений целых и битых сосудов и костей животных. Вещевой комплекс могильников, и прежде всего Дмитриевского, позволил художнику
Кроме катакомбных погребений в ареале салтово-маяцкой культуры встречены и погребения, совершенные в ямах. Есть они на Маяцком поселении, Дмитриевском могильнике, имеется целый ямный могильник - у села Волоконовка на реке Оскол (Белгородская область). Это могильник без каких-либо внешних признаков. Могилы располагались рядом. Ямы прямоугольной формы
Волоконовский ямный могильник
Болгарское влияние ощущается и в духовной жизни населения салтово-маяцкой культуры. На Маяцком поселении раскопано два святилища, сооруженных по одному принципу. Одно из них наиболее выразительно. Это квадратная почти наземная столбовая постройка площадью
И еще одну сторону духовной жизни салтово-маяцкого населения необходимо отметить. Как уже отмечалось, на меловых стенах Маяцкой крепости выявлено большое количество разнообразных рисунков, знаков, букв, отдельных изображений животных, всадников, надписей коротких и относительно длинных. Разные мнения были высказаны в литературе о характере этих надписей и рисунков. Одни считают, что они носили культовый характер, другие - что это просто рисунки воинов, охранявших крепость. Но совершенно ясно одно, на что обратила внимание
Таким образом, на северных и северно-западных рубежах Хазарского каганата, в Лесостепном Подонье, на территории распространения памятников салтово-маяцкой культуры в последних веках
Жизнь на салтово-маяцких поселениях прервалась в первой половине X века. Надвигавшаяся печенежская опасность заставила людей покинуть освоенные районы и уйти на север, на славянские поселения на реке Воронеж или еще дальше.
1. они отступили в донскую лесостепь под давлением хазар
2. ушли из разоренных арабскими войсками районов
3. были насильно переселены во второй
Copyright © Цыбин М.В., 2006
Все права защищены. Ни одна часть этого документа не может быть
использована каким-либо способом без письменного разрешения
автора