Полевой сезон. |
Пять лет в Фанагории.
В 2006 году исполнилось пять лет археологических раскопок экспедиции ВГУ в Фанагории. Это самый крупный памятник античной археологии, оставшийся на территории России. Как многие греческие города, Фанагория находится на берегу моря, на Тамани рядом с пос. Сенной Темрюкского р-на Краснодарского края. Я уверен, что этот адрес на всю жизнь запомнила не одна сотня студентов ВГУ, прошедших через Фанагорийскую экспедицию. Такова аура этого необычного памятника археологии и античной истории.
Первое упоминание Фанагории прозвучало еще 2,5 тыс. лет назад в сочинении греческого географа Гекатея Милетского: «Город Фанагория, получивший название от Фанагора, как говорит Гекатей в описании Азии...». В античной традиции сохранилось и другое свидетельство, раскрывающее тайну основания этого города. В 40-х годах 6 в. до н. э. полчища персидского царя Кира захватили практически все свободные греческие города Ионии, что на западном побережье Малой Азии. Угроза нависла над маленьким Теосом – греческим полисом, располагавшимся на одноименном острове. Но свободолюбивые островитяне не дали Киру Великому «землю и воду». Не желая подчиняться чужеземному владычеству, граждане Теоса в 542 г. до н. э. вместе с женщинами и детьми сели на корабли и покинули родину. После двухлетних скитаний, поражений и неудач, беглецы высадились на не очень гостеприимном берегу Таманского залива и основали здесь новый полис - Фанагорию. Вскоре она превратилась в самый крупный греческий полис, а затем и в столицу Азиатского Боспора. Фанагория просуществовала свыше 1500 лет, пережила античную эпоху и погибла лишь в X в. После нее осталось большое городище площадью свыше 60 га, а также огромный «город мертвых» - по-гречески «некрополь». За столетия существования его площадь выросла до 500 га. Со временем примерно третья часть города оказалась под водой из-за естественного подъема уровня моря. И вот в этом благодатном для историков и археологов месте посчастливилось работать студентам и преподавателям Воронежского университета.
В 2002 г. я впервые повез группу студентов-старшекурсников в Фанагорию. Первые годы воронежцы далеко не случайно работали на раскопках грандиозных курганов фанагорийской знати высотой 6 – 8 м, поскольку имели опыт изучения курганных могильников.
Затем наступило время исследования Восточного грунтового некрополя. С 2005 г. мы ведем здесь самостоятельные изыскания. Это означает, что все научно-иссле-довательские работы - от первого вбитого колышка на раскопе до написания и сдачи научного отчета ежегодно объемом в несколько сот страниц текста и иллюстраций – целиком ложатся на воронежцев. Если преподаватели Саратова, Казани, Магнитогорска, Самары просто привозят своих студентов на практику в Фанагорию и передают их в распоряжение столичных археологов, то мы ведем целенаправленные раскопки ее «города мертвых» со всеми вытекаю-щими правами на полученные научные результаты. Выгоды от нашей интеграции с большой академической наукой отнюдь не только чисто научные и финансовые.
В последние годы в Таманской экспедиции, в первую очередь благодаря исключительной активности Владимира Дмитриевича Кузнецова удалось собрать настоящее созвездие ученых-антиковедов. Достаточно сказать, что в ее составе в прошлом году работали: академик Григорий Максимович Бонгард-Левин, член-корреспондент РАН Рауф Магомедович Мунчаев, 7 докторов и 16 кандидатов различных наук, свыше десятка аспирантов и около 200 студентов. Наши студенты имеют прекрасную возможность не просто консультироваться с этими специалистами и не только слушать их интересные лекции, но и напрямую общаться с выдающимися учеными, например, с тем же Григорием Максимовичем Бонгард-Левиным. Наши ребята работают бок о бок со студентами других вузов – а их в прошлом году в Фанагории было целых шесть. Само по себе это тесное повседневное общение позволяет воочию увидеть как сильные, так и слабые стороны нашей профессиональной подготовки. Вне всяких сомнений в начале XXI в. Фанагория стала ведущей школой полевой античной археологии России.
В Фанагории студенты не только работают, но и полнокровно, с пользой для себя отдыхают. В ста метрах от палаток плещется мелкое теплое море. В июле и, особенно, в августе рацион питания студентов насыщен местными фруктами и овощами, включая сладкие таманские дыни и арбузы. Исключи-тельно важно то, что Фанагория находится в центре куста памятников антич-ного времени – к югу от нее располагается греческий город Гермонасса (совр. Тамань), к юго-востоку - Горгиппия (совр. Анапа), к востоку греческий городок Кепы, что значит «Сады», к западу, на противоположном берегу залива - Патрей и другие малые города Азиатского Боспора. В хорошую погоду из Фанагории виден Пантикапей - столица Боспорского царства (ныне г.Керчь). Выгодное географическое положение позволяет нам с минимальными затра-тами организовать ряд экскурсий в названые выше древние города, причем, в то самое время, когда там ведутся археологические раскопки. Такой полноценной базы археологической практики как Фанагория, сейчас не имеют даже сто-личные российские университеты – Московский и Санкт-Петербургский.
Я с гордостью могу отметить высокий профессиональный уровень воронежцев, работавших в Фанагории в последние годы. Это аспиранты Александр Евгеньевич Безматерных (в декабре 2006 г. успешно защитил кандидатскую дисертацию) и Алексей Николаевич Ворошилов, студенты Антон Строков, Володя Белоусов, Женя Борзунова, Дима Сухочев, Вера Кириллова и Тамара Гакаева и многие другие. Особо отмечу высокий класс чертежных работ, выполненных Олей Мирошниковой. Никто из старых фанагорийцев не забудет кухню нашего замечательного шеф-повара Наташи Ларичевой, а также наших неутомимых девушек-художниц – Любу Гончарову и Катю Капустину, вопреки всем трудностям успевших прорисовать весь найденный на некрополе вещевой материал (свыше 1000 вещей!).
Ну а теперь буквально несколько слов о наших последних находках в Фанагории. В конце августа 2006 г. в Восточном некрополе Фанагории нами был открыт большой склеп площадью более 20 кв. м с останками не менее чем 10 фанагорийцев. При них были найдены полторы сотни вещей: керамика, монеты, украшения, в том числе из золота, гипсовые фигурные налепы в виде людей и животных. Но самой загадочной находкой оказался маленький золотой жетон, на котором выгравировано изображение мужского божества. Его телу явно придана крестообразная форма, а на голове точками показаны лучи сияния. Скорее всего, этот предмет был своего рода знаком посвящения и пропуском в тайный религиозный союз. Захоронение датируется самым начало 1 в. н. э., то есть временем жизни Иисуса Христа. Но нам достоверно известно, что крест как важнейший символ новой религии получает широкое распространение не ранее 4 в., лишь с эпохи Константина Великого. Я уверен, что еще не одно поколение историков будет ломать голову над этой находкой, поставившей вопрос, что за божественный персонаж стоит за изображением, найденным в далекой Фанагории? Не меньший научный интерес представляет перстень-печатка с женским портретом на щитке египетской царицы Арси- нои III Филопатор и многие другие находки. Но главное – за последние годы получен массовый материал, надежно документирующий явную этно-культурную эволюцию жителей Фанагории. И по погребальной обрядности и по материальной культуре к концу античной эпохи они по существу стали греко-сарматами, которых знает позднеримский писатель Цензорин.
В заключении я хотел бы остановиться, пожалуй, на самом важном мировоззренческом и воспитательном аспекте нашего участия в исследованиях древней Фанагории. Высокий гуманистический и эстетический идеал Антич-ности наложил неизгладимый отпечаток на античную археологию и на саму профессию археолога-классика. При раскопках античных памятников студенты каждый день «общаются» с фрагментами подлинной античной культуры, будь то простая греческая амфора для вина или настоящее произведение искусства. Иначе говоря, в Фанагории они познают античную культуру не из сухих строк учебника истории и не из вторых рук, а непосредственно в ходе археологических раскопок. Более того - они сами участвуют в ее открытии. И никого не могут оставить равнодушными только что появившиеся под их кистью прекрасные керамические головки гречанок, украшенные золотыми венками, терракотовая статуэтка богини с собакой или надгробный рельеф со сценой оплакивания печальной женщиной безвременного ушедшего сына или мужа. Участие в исследованиях античной Фанагории дает возможность каждому студенту лично прикоснуться к чему-то вечному, непреходящему, тому, что лежит в основе Европейской цивилизации.
Тайна Фанагории. Л.Ю. Гончарова
профессор А.П. Медведев