Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 12-01-12004/12
“Сын благородного отца,
Не возьму я себе бойца,
Если мне свое племя-род
Этот воин не назовет”

(Татарский народный эпос “Идегей”)

Взаимодействие кочевых и земледельческих социальных систем средневековья представляет собой отдельное значительное явление в истории развития человеческого общества. Данное взаимодействие протекало в рамках функционирования различных звеньев и ступеней государств и народов. При этом наиболее подробно модели и характер отношений прослеживается на уровне персон принимающих решения и управляющих государством и обществом. Данную группу людей в общественных науках на современном этапе развития принято называть элитой. Подробный анализ отношений представителей элит между собой позволяет выявлять модели и механизмы взаимодействия социальных групп. Эти механизмы, в свою очередь, позволяют уяснить как общие закономерности формирования и функционирования элит вообще, так и детали становления российской государственности в эпоху средневековья под влиянием внешне- и внутриполитических факторов.

К высшему слою элиты Золотой Орды относились прямые потомки Чингиз-хана. Прежде всего, они составляли правящую верхушку аристократии. При этом чингизиды могли претендовать на ханский престол. Представители других родов были лишены возможности стать главой государства.

Следующий слой элиты Золотой Орды представлен служилой знатью — нойонами (эмирами, беками, князьями). Социальный статус был закреплен в системе титулований. Эмиры-темники к своему титулу “нойон” получили приставку “эке” — великий. К XIV в. монгольское наименование стало заменяться тюркским термином “бек”. В персидской и арабской письменной традиции их называли “эмирами”, а на Руси — “князьями”.

Особое место в составе элиты Золотой Орды занимало духовенство. Выделенное из военно-политической иерархии Джучиева Улуса оно, тем не менее, занимало привилегированное положение в государственной системе. Объясняется это тем, что власть в Орде носила сакральный характер и требовала идеологического обоснования. Поэтому не случайно в начале XIV в. ислам занял место государственной религии, заняв место шаманизма. Несмотря на это и другие религии, в частности русская православная церковь, были призваны обеспечивать идеологическую поддержку ханской власти (условие “молиться за нас и за племя наше …и род”), и не подверглись жестоким гонениям.

 

 

 

 

 

 

 

2013 © webmaster